Типы подшипников вентилятора (Fan Bearing System)
Основные типы подшипников (англ. Bearing System или Bearing Type), используемых в двигателях вентиляторов для охлаждения РЭА:
- Подшипники скольжения (англ. Sleeve Bearing) устроены следующим образом: внутри полимерной втулки вращается вал ротора электродвигателя. Такая система подвески обеспечивает низкий уровень шума и невысокую стоимость вентилятора, но не отличаются высокой надежностью.
- Подшипники качения (англ. Ball Bearing) состоят из внутреннего и наружного металлических колец, между которыми катятся шарики, поддерживаемые сепаратором. Эти подшипники характеризуются большим рабочим ресурсом, однако, вентиляторы с таким типом опоры обладают большим уровнем шума и стоят дороже.
- Гидродинамические подшипники скольжения (англ Hydrodynamic Bearing) втулка и вал ротора устроены таким образом, что их перемещение относительно друг друга создает гидравлический клин из смазки, который обеспечивает отсутствие в подшипниковой паре механического контакта. Использование таких подшипников позволяет добиться низкого уровня шума и достаточно высокого рабочего ресурса.
- Подшипники Vapo с системой магнитной подвески ротора Maglev (Magnetic Levitation System) представляют собой улучшенную модификацию подшипника скольжения. Отличие состоит в более прочной конструкции и дополнительном магнитном поле, компенсирующем вес ротора. Это на сегодняшний день, несомненно, один из самых надёжных видов опор, обеспечивающий большой срок службы, низкий уровень шума и вибрации, а также дающий возможность создания высокопроизводительных герметичных вентиляторов со степенью защиты до IP68.
На рисунке ниже схематически показаны подшипник скольжения (слева) и подшипник качения (справа).